Легко - для получения "полого конуса света" конденсор тёмного поля или обычный, с темнопольной вставкой сторонней - вовсе не обязателен: удаляю его из держателя и между держателем и низом предметного столика помещаю перевёрнутый осветитель Белых. Вообще он даёт диффузно-рассеянный свет и равномерно всё освещает, но если его приблизить очень близко к объекту съёмки (сверху ли, снизу ли) - то чем ближе, тем больше появляется эффект тёмного поля. И в один прекрасный момент получается полноценное тёмное поле. Начиная от слабых объективов с апертурой 0.10 и до объективов с апертурой ~0.48 получается без проблем с моим самым старым "рабочим прототипом" такого осветителя. С бОльшими апертурами нужен другой осветитель такого же плана - потоньше и с дыркой бОльшего диаметра. Например, дешёвейшее светодиодное кольцо, известное, как "ангельские глазки" (для фар - брал такие для экспериментов:
https://aliexpress.ru/item/100500365385 ... 1670606003 ) - обеспечивает тёмное поле и при использовании объективов с апертурой порядка 0,65. Но сами диоды там скверные с точки зрения коэффициента цветопередачи, поэтому я с ними снимал только один раз, и используя жёлтый светофильтр, чтобы вырезать "синеву" диода, но главное удалось выяснить - что принцип работает.
С более сильными не пробовал. Полагаю, что если для более сильных не хватит, то достаточно обеспечить положение такого осветителя ближе к предметному стеклу. Если не хватит этого - значит надо ещё увеличить диаметр дырки - т.е. "типа апертуру". У моего осветителя, обеспечивающего тёмное поле до апертуры 0.48 диаметр дырки ~30мм., а у "ангельских глазок", работающих включительно с апертурой 0,65 (может и больше) - 60мм. Но, конечно, "ангельские глазки", как и всякие дурацкие кольцевые осветители, производящиеся фабричным образом, отличаются от осветителя Белых и требуют переработки. В конечном итоге всё равно хорошо проще сделать самому. С правильным расположением и направленностью диодов, нормально зачернённой дыркой, края которой должны быть резкими, тонкими и очень ровными. Всё никак руки не дойдут сделать чертёж и заказать у токаря основы. Но пока и с имеющимся барахлишком всё работает вполне удовлетворительно. Кроме того, получается выигрыш по запасу света по сравнению с кондесорами тёмного поля и возможность освещать эффективно достаточно толстые объекты - те же кристаллы или довольно толстые срезы, которые хочется снять на некоторую заметную толщину и объём.
Толщину столика (а значит и крайняя дистанция до предметного стекла) - не мерял, у меня штатный на штативе МББ-1А.
Таким же манером я и освещение по Рейнбергу делал - помещая между осветителем и низом столика светофильтр из матовой плотной полимерной плёнки, которой закрашивал разными цветами сегменты. Пока всё это так, "на коленке", для опробации принципа, потом планирую это дело малость усовершенствовать. Но оно и в таком виде способно нормально работать. Если при освещении по Рейнбергу надо было вместо "темнопольной вставки" а точнее, в моём случае - просто "дырки" пригодного размера использовать свет и со светофильтром - то обычно хватало просто в подвал микроскопа положить нужный фильтр на окошко осветителя, т.е. без кондесера опять-таки. Правда в такой ситуации одна линза всё-таки была - коллекторная в штатном осветителе микроскопа.
А пришёл к этому довольно просто - неоднократно встречал на этом ресурсе предположения, что это может работать хорошо ( в т.ч. от уважаемого Alexmar, по фото которого я многому научился, надеюсь) и главное - очень не хотелось возиться с покупкой конденсеров, тем более, что их собственные аберрации, мало заметные при визуале, при фото часто становятся критичными, к тому же я нередко использую объективы малых увеличений, с которыми обычные конденсоры нормально поле заполнять не хотят, даже если им скрутить всё, что для этого якобы надо скрутить. В общем - получилось дёшево и эффективно, и я убедился, что лучше сделаю спецом под такое использование пару лишних осветителей безлинзовых, чем буду бороться с несовершенством доступных конденсоров (к тому же ещё и сейчас всё равно дороговато стоящих, для своего качества).