Solar писал(а):
И как всегда одни ответы геометрически множат новые вопросы. Вот давно хотел спросить насчет темнопольных объективов с ирисом. Собственно зачем в них апертурная диафрагма? Ведь темнопольные конденсоры имеют как правило несколько повышенную апертуру, и прямой свет и так не попадает (и без прикрытия ириса). Или они нужны для работы с упрощенными вариантами темнопольных конденсоров?
Контраст темного поля - вещь не настолько простая, чтоб рассматривать ее "на пальцах", особенно что касается апертурных углов >50 градусов. Формирование контраста обусловлено как рассеянием, так и преломлением света. От разницы апертурных углов будет зависеть, какие детали изображения будут видимы, а какие окажутся в области геометрической тени. Сама тень может быть разной из-за рассеяния и преломления на стеклах и среде заключения препарата, так и на самом объекте вне глубины резкости. В каждом градусе апертурного угла есть полезная информация и мешающий фон, который неумолимо растет с ростом раствора угла, из сказанного должно быть понятно, что на каждом препарате есть конкретный угол, при увеличении которого полезный сигнал начинает резко падать, а мешающий фон расти. Апертурная диафрагма объектива дает некоторый контроль над тем, лучи из какого угла попадут в объектив, что позволяет достичь оптимального контраста в достаточно широком диапазоне условий.
Апертура 0.75 является пределом для сухих параболических конденсоров при идеальных условиях. Если будет хоть 1 пылинка, неровность на стекле или конденсоре, неточность в его установке, капля жира и т.п. не говоря об особенностях самого объекта - темного поля не получится. Тоже касается и апертур >=0.95 в темнопольных конденсорах масляной иммерсии.