Алексей-С писал(а):
Alexmar писал(а):
Я вот давно хотел сделать бесконденсорный осветитель тёмного поля и наконец-то дошли руки. Решил, что нужно ставить диоды наклонно, чтобы максимально использовать их эффективный угол излучения. Но в этом-то и была основная трудность. Основание выточил с коническим профилем из алюминия, подложку согнул из текстолита толщиной 0,7мм по профилю основания. Разводку под диоды проточил на токарнике, а после припайки диодов бормашиной отдельно разделил под каждый диод. Диоды использовал от Yujiled c CRI=98.
Осветитель устанавливается вместо конденсора. Сейчас довожу до ума, сверху будет светоотсекающий кожух, но можно придумать различные насадки.
Вот кстати о конденсорах. Приспособил к ММУ-3 светодиод, светящий снизу, стало возможно наблюдение в проходящем свете. И скажу я Вам, в окулярах картинка вполне себе приличная. Получается,можно и без конднсора и , само собой,
б ез освещения по Келлеру обходиться? Или это самоубеждение, что изображение строится приемлемое?
Можно, но сложно. Освещение по Кёлеру начинают обычно ценить при работе с более-менее высокоапертурными объективами. "Распробовать" его с объективами послабее - сложнее, а со слабыми он и так "нормально" мало где настраивается. Что касается "без конденсора" - ну иногда можно, но, по большей части, только заменяя его чем-то, либо используя вообще безлинзовое освещение.
Визуально-то, особенно с объективами малых увеличений, глаз многое стерпит, а мозг "додумает в реальном времени", а вот фотокамера - уже нет.
И тут уже надо над настройкой света "попотеть". Причём совсем необязательно именно "по Кёлеру". При съёмке, например, в поляризации, я и конденсор убираю обычно, но не просто так, а заменяю его более подходящей оптикой под масштаб съёмки и апертуру объектива. Т.е. по сути - конденсор всё равно есть, точнее объектив, выполняющий его функцию. Для тёмного поля и освещения по Рейнбергу я пришёл к безлинзовому освещению, либо, во втором случае, комбинирую безлинзовый осветитель и конденсор. Для "обычного" косого освещения - тоже либо безлинзовое, либо ОИ-14 применяю, иногда настраивая по Кёлеру, но вовсе не как правило.
В общем - если резюмировать, то я бы сформулировал так: свет должен быть осознанно настроен, а по Кёлеру или нет - зависит от объекта и прочих аспектов работы.
Кёлер не панацея, и не спасёт во всех случаях большого разнообразия объектов и условий наблюдения/съёмки, но иметь возможность его настроить, хотя бы для сравнения с другими вариантами освещения, для выбора наилучшего "под задачу" - крайне полезно.