Астрономия и микроскопия

Форум сайта "Два Стрельца"
Текущее время: 28 мар 2024, 19:48

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: С Днем Космонавтики
СообщениеДобавлено: 12 апр 2010, 19:14 
Не в сети
Модератор

Зарегистрирован: 12 окт 2008, 17:00
Сообщения: 1534
Откуда: Галактика Истина где-то рядом!
Уважаемые любители астрономии!

12 апреля 2010 года исполяется 49 лет со дня полета первого человека в космос. И сделал это наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин. 108 минут проведенные им в космосе открыли дорогу другим исследователям космического пространства. За короткий срок с момента первого полета в космос человек посетил Луну, исследовал почти все планеты Солнечной системы, но тот первый полет был самым трудным и опасным. Но увереность и оптимизм, стремление к покорению космоса преодолели все преграды. Обращаясь ко всем жителям Земли перед стартом 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич сказал:
«Дорогие друзья, близкие и незнакомые, соотечест¬венники, люди всех стран и континентов!
Через несколько минут могучий космический корабль унесет меня в далекие просторы Вселенной. Что можно «сказать вам в эти последние минуты перед стартом! Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгнове¬нием. Все, что прожито, что сделано прежде, было прожи¬то и сделано ради этой минуты. Сами понимаете, трудно разобраться в чувствах сейчас, когда очень близко подо¬шел час испытания, к которому мы готовились долго и страстно. Вряд ли стоит говорить о тех чувствах, которые я испытал, когда мне предложили совершить этот первый в истории полет. Радость! Нет, это была не только радость. Гордость! Нет, это была не только гордость. Я испытал большое счастье. Быть первым в космосе, вступить один на один в небывалый поединок с природой — можно ли мечтать о большем!
Но вслед за этим я подумал о той колоссальной ответ¬ственности, которая легла на меня. Первым совершить то, о чем мечтали поколения людей, первым проложить до¬рогу человечеству в космос. Счастлив ли я, отправляясь в космический полет! Ко¬нечно, счастлив. Ведь во все времена и эпохи для людей было высшим счастьем участвовать в новых открытиях...»

… Через час с небольшим он станет самым известным человеком Земли, но первый виток вокруг Земли космического корабля с человеком на борту был заслугой многих и многих людей и в первую очередь генерального конструктора космических кораблей Сергея Павловича Королева. Заглянем в историю и просмотрим, как покорялся космос человеку…

Королев и Гагарин.

Доктор технических наук Ветров Г.С.
(Веб-версия с разрешения редакции журнала "Земля и Вселенная" из 2 номера журнала за 1981 год)

Человек, летящий в космос, стал необходимым и долгожданным, а по¬тому дорогим и близким задолго до того, как обрел имя. Чтобы дать ему имя, необходимы были усилия мно¬гих тысяч ученых, инженеров и рабо¬чих, уникальные конструкции, преоб¬разования во многих сферах государ¬ственной деятельности.
Космос нужно было открывать, как открывали новые континенты, как от¬крывали Южный и Северный полю¬сы. Это был путь к великой цели че¬рез великие трудности.
Чтобы совершить путешествие в космос, необходим огромный запас энергии. Но прежде всего нужно было найти эффективные и рацио¬нальные источники энергии и приспо¬собиться к тому, что они имеют ог¬раниченные мощности. Затем решить в связи с этим ряд сложных проб¬лем, чтобы обеспечить бережное ис¬пользование энергии: искать опти¬мальное распределение энергии по времени полета (в виде различных конструктивных схем ракеты), созда¬вать легкие и прочные конструкцион¬ные материалы, обеспечивать высо¬кую точность выведения ракеты, что¬бы не тратить энергию на корректи¬ровку траектории.
Грандиозность задачи полета в космос вполне уживалась с мыслью об использовании атомной энергии, но такой путь не позволял добиться результата в обозримое время. Един¬ственным выходом из положения казалось создание жидкостных ракет¬ных двигателей, но на первых порах это была только еще одна смелая гипотеза.
Хотя принципиальные положения для разработки жидкостных ракет¬ных двигателей были ясны, пробле¬ма оставалась чрезвычайно сложной из-за отсутствия каких-либо прототи¬пов и разработанной теории. Может быть, именно поэтому все усилия не¬многих в тот период исследовате¬лей сосредоточились на жидкостных ракетных двигателях.
Работы над жидкостным ракетным двигателем сконцентрировались глав¬ным образом в Газодинамической ла¬боратории (ГДЛ), где в период толь¬ко с 1930 по 1934 год под руковод¬ством инженера (ныне академика) в. П. Глушко было исследовано около 50 конструктивных вариантов дви¬гателей, работающих на различных. Первые удачные эксперименты Ф. А. Цандера на лабораторной ус¬тановке ОР-1 и его проект жидкост¬ного ракетного двигателя ОР-2 по¬служили основанием Центральному совету Осоавиахима для организации Группы по изучению реактивного движения (ГИРД). В ГИРДе разраба¬тывались жидкостные ракеты различ¬ных типов. О трудностях в этой об¬ласти можно судить по многочислен¬ным безуспешным попыткам иссле¬дователей в различных странах. Толь¬ко в СССР, США и Германии удалось в довоенные ГОДЕ,! создать экспери¬ментальные образцы жидкостных ракет.
Успехи ГДЛ и ГИРДа убедили в перспективности развития работ над жидкостными ракетными двигателя¬ми и жидкостными ракетами и в не¬обходимости объединения усилий ис¬следователей, занятых этими пробле¬мами. Так, в 1933 году был создан Реактивный научно-исследователь¬ский институт (РНИИ). Без всего это¬го невозможно было бы создание в сжатые сроки ракетной техники в Со¬ветском Союзе, создание космиче¬ской ракеты-носителя «Восток» под ру¬ководством С. П. Королева и рожде¬ние Человека, летящего в космос.
...В Московском высшем техниче¬ском училище ярко проявилась ак¬тивная жизненная позиция будущего Главного конструктора. С. П. Королев не ограничивался рамками учебного плана и стремился охватить все, что имело отношение к авиации. Он строил планеры, поступил в школу летчиков и окончил ее, работал на авиационном заводе, разработал са¬молет собственной конструкции и представил его в качестве диплом¬ного проекта. Самолет был построен и испытывался в полете.
В этот период начала проявляться черта характера, которая впоследст¬вии привела С. П. Королева в ракет¬ную технику. Это — умение отойти от шаблона, утвердить свою ориги¬нальную точку зрения, идти непрото¬ренными дорогами. Он строил Не просто еще один планер, а планер, способный совершать фигуры выс¬шего пилотажа. Самолет, разрабо¬танный им, также имел оригинальную конструкцию. Активность жизненных позиций С. П. Королева переходила в новое качество — он учился не толь¬ко действовать, не только доводить до конца задуманное, но вторгаться в сферу неизведанного, чувствовать, как становится доступным то, что ка¬залось никому не по силам. Потому-то и пришел С. П. Королев в ракет¬ную технику — туда, где больше всего были нужны такие активные и ищущие люди, как он.
Для Сергея Павловича космические исследования были не просто одной из возможных сфер деятельности, а мечтой, которую он пронес через всю свою жизнь. Представление о жидкостной ракете было связано у него—одного из пионеров ракет¬ной техники — прежде всего с поле¬том в космическое пространство. С этого началась теоретическая кос¬монавтика в трудах К. Э. Циолковско¬го и это стало задачей первостепен¬ной важности во всей практической деятельности С. П. Королева.
В своем докладе, прочитанном в 1947 году, Сергей Павлович отмечал:
«Циолковский основной конечной за¬дачей считал вылет человека за пределы земного тяготения... Он подроб¬ным образом разрабатывает вопро¬сы жизни будущих межпланетных пу¬тешественников, обдумывает проект создания искусственного спутника Земли в виде промежуточного меж¬планетного острова или станции, ко¬торые должны быть созданы на пути космических рейсов. Это фантастич¬но и потрясающе грандиозно даже сейчас, в наш век чудес, но надо при¬знать, что это — научная истина и на¬учный прогноз не такого уж дале¬кого будущего». Эти слова отра¬жали глубокую убежденность С. П. Королева и, как показали дальней¬шие события, стали для него про¬граммой конкретных действий.
Впервые в истории первая косми¬ческая скорость была достигнута в 1957 году с помощью ракеты-носи¬теля «Спутник», разработанной под руководством академика С. П. Коро¬лева. Главным конструктором двига¬телей этой ракеты был академик В. П. Глушко, систем управления— академик Н. А. Пилюгин. Именно эта ракета позволила в дальнейшем обес¬печить планомерное исследование космического пространства. В ней синтезированы идеи пионеров кос¬монавтики, все, что было сделано в ГДЛ, ГИРДе, РНИИ, она построена на базе элементов, систем и агрегатов, отработанных и испытанных на мно¬гочисленных отечественных ракетах.
Непрерывность и строгая преемст¬венность развития космонавтики про¬явилась и в том, что двухступенчатая космическая ракета, с помощью ко¬торой был выведен на орбиту пер¬вый искусственный спутник Земли, стала базой для разработки трехсту¬пенчатой ракеты-носителя космиче¬ского корабля для полета человека в космос.
В отчете члена-корреспондента АН СССР С. П. Королева о научной дея¬тельности за 1954 год читаем слова, указывающие на необходимость и своевременность работ, связанных с полетом человека в космос: «В на¬стоящее время все более близким и реальным кажется создание искусственного спутника Земли и ракетного корабля для полетов человека на большие высоты и для исследования космического пространства».
Рекомендуя в своем отчете созвать осенью 1955 года конференцию для подведения итогов работ по изуче¬нию верхних слоев атмосферы, С. П. Королев подчеркивал: «Одним из важнейших предложений, которое необходимо обсудить на конферен¬ции, явилось бы предложение о соз¬дании ракеты-лаборатории для подъе¬ма одного-двух экспериментаторов на высоты до 100 км с доработкой специальной системы для спуска ла¬боратории и ее экипажа на Землю».
Конференция состоялась в апреле 1956 года. С обстоятельным докладом выступил С. П. Королев. Он снова подчеркивал необходимость прове¬дения работ, обеспечивающих полет человека в космос: «Говоря о пер¬спективах, нельзя не остановиться на одном из самых злободневных воп¬росов—полете человека в ракете. В настоящее время эта задача ста¬новится все более реальной. Она из¬давна привлекала внимание всех, ра¬ботавших в области ракетной техни¬ки, а полет человека на ракете явля¬ется и сейчас одной из основных за¬дач в области ракетной техники... Это перспективы, но перспективы ре¬альные и не такие уж далекие. В свя¬зи с этим проводившиеся до сих пор нами вертикальные полеты ракет вы¬глядят как непосредственно связан¬ные с названными выше перспектив¬ными работами.
При всей романтической увлечен¬ности проблемами изучения косми¬ческого пространства С. П. Королев был трезвым и расчетливым организатором, проявлял исключительную деловитость и твердость в осущест¬влении намеченных планов. Задав¬шись целью осуществить космический полет, он методично, упорно прокладывал путь этой идее.
Эффективность творческих мето¬дов и научных принципов С. П. Коро¬лева наиболее ярко проявилась в осу¬ществлении программы космических исследований. Именно при разработ¬ке космических аппаратов и кораблей более всего требовались твер¬дость и мужество королёвского ха¬рактера, энтузиазм и широта научно¬го кругозора, способность видеть взаимосвязи проблем, потому что в этой области проходил рубеж чело¬веческих знаний, за которым начиналась неизвестность. Чтобы перейти этот рубеж, нужно было не только разрешить множество научных, ин¬женерных и организационных проб¬лем, но и преодолеть инерцию в представлении о космосе, как о сфе¬ре, далекой от наших повседневных забот и практических интересов.
С. П. Королев заставил поверить в необходимость осуществления ши¬рокой программы исследования кос¬моса, что привело в конечном счете к образованию новой отрасли про¬мышленности по разработке средств освоения космоса. Такая действен¬ность научных и технических пози¬ций во многом определялась его ог¬ромным авторитетом руководителя сложных проектов ракетных систем,
успехом, который ему сопутствовал, способностью создавать деловую и творческую обстановку в работе над комплексными проблемами, готов¬ностью взять на себя ответственность за практическое разрешение слож¬ных задач, связанных с исследова¬нием космоса. Главными же факто¬рами для становления космонавтики как самостоятельного научного на¬правления, как отрасли промышленно¬сти были целеустремленность С. П. Королева в осуществлении кос¬мической программы, его способ¬ность оценить перспективы этой об¬ласти и спроектировать их в сегод¬няшний день, глубокая гражданствен¬ность его позиции, забота о прести¬же отечественной науки.
Сергей Павлович стремился как можно быстрее приступить к осу¬ществлению программы полета че¬ловека в космос. Когда появилась
практическая возможность использо¬вать для этой цели ракету ограничен¬ной мощности, допускающую крат¬ковременный полет человека в кос¬мосе по баллистической траектории, этот вариант не остался без внима¬ния, В предложениях 1954—1956 го¬дов имелся в виду именно этот ва¬риант—полет человека в ракете. Но в 1957 году сразу же после успешно¬го полета первого искусственного спутника Земли С. П. Королев писал:
«Особое место в исследованиях, не¬сомненно, занимают вопросы о воз¬можностях осуществления полета че¬ловека в космическом пространстве... Наилучшим техническим решением, которое позволило бы неограничен¬но широко развернуть научные ис¬следования в космическом простран¬стве, было бы создание постоянной, обитаемой, то есть приспособленной для жизни людей, межпланетной станции в виде искусственного спут¬ника Земли».
Достаточно было проверить исход¬ные предпосылки для достижения космической скорости, осуществив пуски первых спутников, как С. П. Ко¬ролев направляет в органы государ¬ственного планирования свои предло¬жения, и разработка новых, не имею¬щих аналогов в мировой практике конструкций выполнялась затем в чрезвычайно сжатые сроки. В част¬ности, он предлагал осуществить «создание первых спутников с чело¬веком на основе использования бал¬листической схемы возвращения... Пуски с помощью трехступенчатых ракет-носителей и временем функ¬ционирования 10 суток. Выполнение работ 1958—1960 годы».
В 1960 году все участники работ по космической программе получи¬ли документ, составленный под ру¬ководством С. П. Королева,— «Ос¬новные положения для разработки космического корабля «Восток». Пер¬вая фраза этого документа—лако¬ничная, потому особенно вырази¬тельная, а теперь уже историческая— гласила: «Объект «Восток-В» пред¬назначен для осуществления первых полетов человека продолжительно¬стью до одних суток».
Это означало непосредственный переход к решающему этапу. Даже сухие, деловые строчки этого доку¬мента не могут скрыть особую забо¬ту о всех этапах подготовки косми¬ческого корабля, суровую требова¬тельность к каждому участнику работ:
«Устанавливается личная ответст¬венность главных конструкторов, ди¬ректоров заводов и руководителей служб за качественность технической документации, правильность конст¬руктивных решений, отработанность и надежность элементов конструкции, за качество изготовления, сборки и испытаний.
...Разрабатываются ведомости конт¬роля операций сборки и испытаний изделия с указанием конкретных ис¬полнителей, отвечающих за качест¬венность сборки и испытания в соот¬ветствии с документацией на ракету-носитель или объект «Восток-В».
Принцип личной ответственности пронизывал весь процесс создания и подготовки к пуску ракеты-носителя и космического корабля. Не было ни одной лазейки, допускающей произ¬вол в толковании характеристик от¬дельных элементов или результатов предстартовых испытаний. Отступле¬ние от принятых документов мог до¬пустить только один человек — Глав¬ный конструктор: «...вводятся ведо¬мости отступлений от технической до¬кументации Главного конструктора ракеты-носителя и объекта «Восток-В», утверждаемые лично Глав¬ным конструктором...».
И вместе с тем, окончательные ре¬шения при всей концентрации власти в руках Главного конструктора были актом коллективным, когда каждый ответственный участник мог сказать свое слово как доброволец, идущий на подвиг: «.„заключение о допуске ракеты-носителя и объекта «Восток-В» к испытаниям дается совмест¬ным решением главных конструкто¬ров по результатам сборки и комп¬лексных испытаний ракеты-носителя или объекта «Восток-В».
На этом трудном этапе, после ко¬торого дорога в космос становилась и прямее и шире, встретились Глав¬ный конструктор С. П. Королев и Человек, летящий в космос, Ю. А. Га¬гарин. Они могли пройти этот этап только вместе — поодиночке им здесь путь был заказан. У Главного конст¬руктора за плечами — богатейший инженерный опыт, слава создателя многих ракетно-космических конст¬рукций, итоги труда многочисленных коллективов, создавших передовую технику. С ним был авторитет его ближайших соратников, который слу¬жил надежной опорой на самых кру¬тых виражах трудного пути, была поддержка всего народа, партии и правительства. За плечами первого космонавта — молодость, летное мас¬терство, чувство ответственности, го¬товность пожертвовать собой во имя великой цели и еще характер —ищу¬щий, мужественный и зрелый.
В детские годы Гагарин узнал, что такое тяжкая беда, настоящий под¬виг и огромное счастье. Он пережил немецкую оккупацию, наблюдал, как подбитый краснозвездный самолет врезается в колонну вражеских ма¬шин, встречал освободителей. Такое испытание выпало на долю многих
советских детей, и Гагарин был сре¬ди тех, кого эта суровая правда жиз¬ни сделала взрослее, активнее и са¬мостоятельнее в своих поступках и решениях. Ему хотелось учиться, но семье было трудно и, чтобы помочь ей, нужна была рабочая специаль¬ность. Для поступления в фабрично-заводское училище не хватало одно¬го года учебы. Он добился приема, правда, на литейную специальность, куда другие шли неохотно, и позже всегда с радостью вспоминал горя¬чий жар расплавленного металла. За¬тем—техникум и аэроклуб. Здесь рождалось призвание и вкус к ново¬му делу. Он умел ощущать свою не¬обходимость в жизни, когда работал, когда учился и когда потребовалось исполнять каждодневные воинские обязанности. В летном училище, куда Ю. А. Гагарин поступил после армии, он не мог допустить даже отдельно!» срывов в учебе, стал предельно тре¬бовательным к себе и оставался доб¬рым и верным товарищем. Все это— требовательность к себе, доброта, сознание своего долга—от душевной щедрости, лишенной стремления к личному благополучию. Он не согла¬шается стать инструктором после окончания училища и уезжает в лет¬ную часть на Север, где труднее и интереснее. Едет с товарищами и женой Валей. И, наконец, зачисление в отряд космонавтов... комиссии, тре¬нировки и домик на космодроме, где Гагарин провёл ночь перед стартом.
Ракета-носитель «Восток» достигла космической скорости, и первый че¬ловек пережил то, что было недо¬ступно ранее никому из живущих на Земле и что нужно было, чтобы кос¬мос стал отныне доступным для лю¬дей, Юрий Гагарин был поднят над живущими на Земле людьми всем хо¬дом развития науки и техники, вели¬чием технических достижений свое¬го народа и остался таким же недо¬сягаемым, как неповторим его под¬виг—первый полет в космическое пространство. Облачившись в ска¬фандр, услышав звук работающих двигателей и сказав свое знаменитое «Поехали!», Юрий Гагарин перестал быть просто одним из людей, он стал человеком из мифа. Ему адресовали теплые чувства для всего народа вос¬питавшей его страны, в нем видели посланца мира и прогресса, он до¬носил до самых отдаленных уголков Земли правду о советском народе. С его именем теперь ассоциируется все лучшее, чем известен наш народ, наша страна. Он стал носителем ее истории, ее культуры. В этом была его великая гражданская миссия.
Его всюду ждали, его встречали Прага и София, Гавана и Будапешт, он был гостем Пагуошской конфе¬ренции и австрийских рабочих, его принимала в Бекингемском дворце английская королева, две тысячи корреспондентов записали в Лондоне его интервью. Каждый его жест, его улыбка, каждое его слово обрели ма¬гическую силу, потому что за ними были реальные свидетельства силы, ума и человеческого духа, зримые черты истории. Этот почет, встречи, интервью, пристальное и требова¬тельное внимание к каждому его сло¬ву и жесту были продолжением его космического подвига и неизбежной частью его славы, которую он с боль¬шим достоинством и тактом принес на службу Родине. До полета Гага¬рина возможность осмысленной дея¬тельности в космосе была лишь науч¬ной гипотезой. Многочисленные экс¬перименты подтвердили надежность технических средств, обеспечиваю¬щих безопасный полет человека в космос и возвращение на Землю. Оставалось решить задачу, требую¬щую непосредственного участия че¬ловека. От участника космического полета требовались особая психо¬логическая устойчивость, выдержка, уверенность в себе. Это были важ¬нейшие условия эксперимента для подтверждения научной гипотезы.
Полет Ю. А. Гагарина сделал гипо¬тезу о возможности практической деятельности человека в космосе ре¬альностью, открыл новое направление в развитии цивилизации, и в этом его непреходящее научное значение.
Королев и Гагарин. Они вместе прошли трудный этап, после которо¬го дорога в космос стала и прямее и шире. Они встретились, чтобы на¬всегда остаться вместе в памяти на¬родной — Главный конструктор и Первый космонавт.

С днем космонавтики уважаемые любители астрономии!


Вложения:
Gagarin2.jpg
Gagarin2.jpg [ 87.28 КБ | Просмотров: 8411 ]

_________________
Я – вояджер, путник.... Все свое ношу с собой. Шагаю от звезды к звезде, где бурлит ЖИЗНЬ ВСЕЛЕННОЙ. Здесь соединяются МГНОВЕНИЕ и ВЕЧНОСТЬ. Здесь можно охватить ВСЕ и не увидеть НИЧЕГО.... Здесь рождаются и рушатся МИРЫ, а ЖИЗНЬ продолжается.... (с)
Вернуться к началу
 Профиль  
 

 Заголовок сообщения: Re: С Днем Космонавтики
СообщениеДобавлено: 12 апр 2010, 20:44 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 окт 2008, 17:05
Сообщения: 311
Откуда: Россия
Кстати, да! Всех с праздником!

_________________
В мире есть 10 категорий людей: те, которые понимают двоичное исчисление и те, которые - нет...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: С Днем Космонавтики
СообщениеДобавлено: 13 апр 2010, 13:05 
Не в сети
Модератор

Зарегистрирован: 25 июл 2009, 16:40
Сообщения: 485
Откуда: Самара
Поздравляю Всех с праздничком! :)

_________________
40...76мм


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 18


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Яндекс.Метрика