Oleg писал(а):
Для удобства продолжения повторю Вашу схемку
Вложение:
схемки освещения.JPG
1. После плоскости объекта дальнейший ход лучей в объектив не нарисован, а это, ИМХО - немаловажно.
2. Поправьте меня, если я не прав - разницы в ходе лучей на 2,3,4 схеме нет никакой, поменялся только знак с плюс на минус относительно оптической оси (т.е лево стало - право).
Итого по Вашей схеме я никакой разницы в свете "по Кёллеру" и в "телецентрическом пучке"
после конденсора в плоскости объекта я не увидел...
История такая - сотрудники ломо "предложили" решение
http://www.labor-microscopes.ru/patenty ... 17970.htmlкоторое потом встречалось в исследовательских моделях немецких микроскопов. У нас же так и не было реализовано "в железе", только на бумаге (чертежи). Хотя макетные образцы показали отличные результаты.
Формально, "по физике процесса", действительно, "телецентрическое" освещение (этот термин, как и "Кёлер-псевдо, Кёлер-лайт был тоже нами придуман) не отличается от классического, предложенного прославленным немцем. Однако, телецентрическое освещение (как оказалось в жизни) - гораздо более высокого качества. В первую очередь, из-за отсутствия рассеянного света (свет, как-бы "коллимируется" в каждом из двух световых потоков, которые, как-бы "не пересекаются" и не перемешиваются, не влияют друг на друга). В отличие от классического Кёлера, диафрагмы располагаются строго в фокальных плоскостях коллектора и конденсора (как-бы тубус бесконечность, но в английском патенте, кот. брался за прототип, "немного упрощено и некачественно это дело"). Кстати, в нашем телецентрическом осветителе диаметры линз не такие большие, как "у Кёлера", что есть преимущество. Ну и несколько других преимуществ, унифицированность (можно, меняя колекторы и конденсоры - как узлы, добиваться оптимальных решений в зависимости от применяемого источника света и объектива, малая чувствительность к разъюстировкам и т.п.) Кстати, реализовал такой осветитель в фотолитографической установке, где "всё тоже самое, что в микроскопии, но гораздо критичнее", в смысле качества изображения (и освещения).